Духовное и нравственное воспитание в дошкольном учреждении является одним из основных аспектов, оказывающих влияние на формирование навыков адекватного взаимодействия человека с окружающим его миром. Это, в первую очередь, общее физическое и психическое здоровье ребенка, его интеллектуальный потенциал и эмоциональное состояние, этическое и эстетическое воспитание, формирование мировоззрения и самоопределения себя как части социума, семейную ориентацию. Духовно-нравственное развитие — это целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и воспитанников, главной задачей которого является формирование гармоничной и разносторонне развитой личности, развитие её ценностно-смысловой сферы, посредством сообщения ей духовно-нравственных ценностей и общественных установок.
Воспитательная система, сложившаяся в ДОУ по духовно-нравственному и патриотическому развитию личности дошкольника содействует целостному формированию внутреннего мира ребенка как гражданина своей страны, ориентированного на приобщение к духовно-нравственным и социокультурным ценностям российского народа, как знающего и уважающего историю и культуры своей семьи, малой и большой Родины.
К традиционным российским духовно-нравственным ценностям относятся: "достоинства, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь, взаимоуважение, историческая память, преемственность поколений, единство народов России
![](/zdorove-i-sport11/флаг.jpg)
Государством сегодня отводится особое значение воспитанию патриотизма у подрастающего поколения. Наша задача, как педагогов, воспитать любовь, уважение, чувство открытости, дружеских отношений по отношению ко всему, что нас окружает (природа, родной край, родная страна, к людям, которые живут рядом с нами). Пройдет время, и то, что мы заложили в детском возрасте, приобщая детей к культуре своего народа, знакомя с историей жизни наших предков, развивая духовность, воспитывая любовь ребенка к семейному очагу, любовь к Родине малой и большой, к своей земле, семье, он будет применять в своей взрослой жизни.
28 декабря 2022 года законодательно была зарегистрирована новая Федеральная программа дошкольного образования Минпросвещения России. (Приказ Минпросвещения России № 1028 от 25. 11. 2022 года «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования».) Федеральная программа позволяет реализовать несколько основополагающих функций дошкольного образования. А именно: «Обучение и воспитание ребенка дошкольного возраста как гражданина Российской Федерации, формирование основ его гражданской и культурной идентичности на соответствующем его возрасту содержании доступными средствами; создание единого ядра содержания дошкольного образования, ориентированного на приобщение детей к традиционным духовно-нравственным и социокультурным ценностям российского народа, воспитание подрастающего поколения как знающего и уважающего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины…