Духовное и нравственное воспитание в дошкольном учреждении является одним из основных аспектов, оказывающих влияние на формирование навыков адекватного взаимодействия человека с окружающим его миром. Это, в первую очередь, общее физическое и психическое здоровье ребенка, его интеллектуальный потенциал и эмоциональное состояние, этическое и эстетическое воспитание, формирование мировоззрения и самоопределения себя как части социума, семейную ориентацию. Духовно-нравственное развитие — это целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и воспитанников, главной задачей которого является формирование гармоничной и разносторонне развитой личности, развитие её ценностно-смысловой сферы, посредством сообщения ей духовно-нравственных ценностей и общественных установок.
Воспитательная система, сложившаяся в ДОУ по духовно-нравственному и патриотическому развитию личности дошкольника содействует целостному формированию внутреннего мира ребенка как гражданина своей страны, ориентированного на приобщение к духовно-нравственным и социокультурным ценностям российского народа, как знающего и уважающего историю и культуры своей семьи, малой и большой Родины.
К традиционным российским духовно-нравственным ценностям относятся: "достоинства, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь, взаимоуважение, историческая память, преемственность поколений, единство народов России
Государством сегодня отводится особое значение воспитанию патриотизма у подрастающего поколения. Наша задача, как педагогов, воспитать любовь, уважение, чувство открытости, дружеских отношений по отношению ко всему, что нас окружает (природа, родной край, родная страна, к людям, которые живут рядом с нами). Пройдет время, и то, что мы заложили в детском возрасте, приобщая детей к культуре своего народа, знакомя с историей жизни наших предков, развивая духовность, воспитывая любовь ребенка к семейному очагу, любовь к Родине малой и большой, к своей земле, семье, он будет применять в своей взрослой жизни.
28 декабря 2022 года законодательно была зарегистрирована новая Федеральная программа дошкольного образования Минпросвещения России. (Приказ Минпросвещения России № 1028 от 25. 11. 2022 года «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования».) Федеральная программа позволяет реализовать несколько основополагающих функций дошкольного образования. А именно: «Обучение и воспитание ребенка дошкольного возраста как гражданина Российской Федерации, формирование основ его гражданской и культурной идентичности на соответствующем его возрасту содержании доступными средствами; создание единого ядра содержания дошкольного образования, ориентированного на приобщение детей к традиционным духовно-нравственным и социокультурным ценностям российского народа, воспитание подрастающего поколения как знающего и уважающего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины…